Культурная память Колы
(коллекция фономатериалов по устной истории, фольклора, мемуаров, фотографий)
Cultural Memory of Kola
(collection of materials on oral history, folklore, memories, photos)
В коллекцию вошли фономатериалы по устной истории, фольклорные произведения, мемуарные записи и фотографии, отражающие культурную память современного старожильческого населения старинного русского города Кола. Это небольшая часть того, что было собрано экспедицией Мурманского государственного гуманитарного университета в 2012-2013 гг.
Кола находится при впадении одноименной реки в Кольский залив (№
К70). По надежным письменным данным, возникла она в ХVI в. В 1582-1713 гг. здесь находилась резиденция кольских воевод. В 1583 г. здесь же был построен деревянный «город» – Кольский острог. В течение длительного времени, приблизительно с начала ХVII в. до 1899 г., Кола была центром Кольского уезда (исключая 1858-1883 гг., когда центр уезда находился в г. Кемь). С момента своего зарождения Кола являлась базой мурманских рыбных промыслов. Среди местных жителей были рыбопромышленники, ремесленники, государственные чиновники и служащие, священнослужители, до 1854 г. военнослужащие. Преобладающую часть населения составляли русские. С ХVII в. Кола использовалась как место ссылки. Среди наиболее известных ссыльных – участники восстания под предводительством Е.И. Пугачева.
Кола неоднократно отражала нападения врагов. В 1854 г. в результате 20-часовой бомбардировки с английского корабля «Миранда», несмотря на стойкое сопротивление местных жителей, практически вся застройка Колы была уничтожена, в том числе сгорели определявшие внешний облик города Кольский острог и выдающийся памятник деревянного зодчества Воскресенский собор. Но населенный пункт быстро возродился.
В 1926 г. Кола была преобразована в село, в 1935 г. – в рабочий поселок. В советское время в Коле возникли рыболовецкий колхоз «Пробуждение» (позднее он стал называться «имени Третьей пятилетки»), макаронная и мебельная фабрики, гипсовый и пивоваренный заводы. На месте низкой деревянной застройки появились каменные многоэтажные благоустроенные дома. С 1965 г. Кола снова стала городом. Численность населения Колы медленно увеличивалась, достигнув своего апогея в конце советской эпохи (16,5 тыс. чел. в 1989 г.), после чего стала сокращаться. В 2010 г. численность населения составляла 10,4 тыс. чел.
В Коле до сих пор проживают семьи, чьи предки поселились здесь еще задолго до революции 1917 г. В семейной памяти сохраняются истории, в которых переданы обстоятельства попадания прародителей в Колу (№
К1,
К3,
К4). Некоторые наиболее пытливые старожилы не жалеют сил для составления своих родословных (№
К2), пишут воспоминания (№
К10).
Старожильческую память определяет набор совершенно устойчивых компетенций, таких, как знание старого, еще деревянного культурного ландшафта города до начала многоэтажной застройки его территории (№
К5,
К6,
К10,
К12,
К13), умение отличать старых, коренных колян от приехавших недавно (№
К7), ориентирование в местной лексике и микротопонимике (№
К15,
К16,
К17,
К18,
К19), опыт взаимодействия с кольским фольклором – частушками, песенной культурой и т.д. (№
К20,
К21), владение информацией об особенностях кольского быта (№
К22).
Старожилы оказываются чувствительны к местным слухам и разговорам, проясняющим древнее прошлое своего города, охотно запоминают такую информацию и транслируют ее дальше (№
К8,
К9).
Одной из характерных черт современной мемориальной культуры населения Кольского Севера является ее открытость миру, на что направляется весь доступный старожилам коммуникативный потенциал. Старожил осознает, что обладает совершенно уникальной информацией и готов ею делиться с обществом. С 2012 г. в Коле действует клуб краеведов «Коляне», объединяющий старожилов с более молодыми поколениями горожан.
Нередко старожильческие рассказы посвящены событиям, которые некогда потрясли их в качестве или непосредственных очевидцев, или слушателей, усвоивших эту информацию от представителей старших поколений. Таковы, например, рассказы о трагедии, произошедшей на Туломском мосту (№
К14), о закрытии властями Благовещенской церкви и поругании святынь в период антирелигиозных гонений (№
К11) и т.д.
Старожилы бережно сохраняют памятные вещи, документы, фотографии (№
К27-К69,
К83), которые сами по себе пробуждают в них способности комментаторов (№
К23,
К24,
К25).
Мемориальная культура старожильческого населения неразрывно связана с «внешней» и официальной памятью, проявляясь в пространстве города в виде памятников, мемориальных досок и охраняемых исторических сооружений (№
К71-К82). На территории города находится старейший на Кольском Севере православный городской некрополь (см. коллекцию «
Кольское городское кладбище на Каменном острове»).
Каждая коллекционная единица сопровождена этикеткой. В нее вошла следующая информация: порядковый номер коллекционной единицы, наименование коллекционной единицы, вид коллекционной единицы (мемуарные записи, фотография и т.д.), время создания коллекционной единицы, собиратель коллекционной единицы, место хранения ее оригинала
П.В. Федоров
ЛИТЕРАТУРА
Малашенков А.А., Федоров П.В. Коляне (ХIХ – первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. – Мурманск, 2010-2011. – Ч.I. – 280 с.; Ч.II. – 253 с.; Доп. ч. – 230 с.
Человек – место – память: Мемориальная культура старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций / Под ред. П.В. Федорова, А.А. Малашенкова. – Мурманск, 2013. – 409 с.