Культурная память Колы
(коллекция фономатериалов по устной истории, фольклора, мемуаров, фотографий
)

Cultural Memory of Kola
(collection of materials on oral history, folklore, memories, photos)

В коллекцию вошли фономатериалы по устной истории, фольклорные произведения, мемуарные записи и фотографии, отражающие культурную память современного старожильческого населения старинного русского города Кола. Это небольшая часть того, что было собрано экспедицией Мурманского государственного гуманитарного университета в 2012-2013 гг.

Кола находится при впадении одноименной реки в Кольский залив (№ К70). По надежным письменным данным, возникла она в ХVI в. В 1582-1713 гг. здесь находилась резиденция кольских воевод. В 1583 г. здесь же был построен деревянный «город» – Кольский острог. В течение длительного времени, приблизительно с начала ХVII в. до 1899 г., Кола была центром Кольского уезда (исключая 1858-1883 гг., когда центр уезда находился в г. Кемь). С момента своего зарождения Кола являлась базой мурманских рыбных  промыслов. Среди местных жителей были рыбопромышленники, ремесленники, государственные чиновники и служащие, священнослужители, до 1854 г. военнослужащие. Преобладающую часть населения составляли русские. С ХVII в. Кола использовалась как место ссылки. Среди наиболее известных ссыльных – участники восстания под предводительством Е.И. Пугачева.

Кола неоднократно отражала нападения врагов. В 1854 г. в результате 20-часовой бомбардировки с английского корабля «Миранда», несмотря на стойкое сопротивление местных жителей, практически вся застройка Колы была уничтожена, в том числе сгорели определявшие внешний облик города Кольский острог и выдающийся памятник деревянного зодчества Воскресенский собор. Но населенный пункт быстро возродился.

В 1926 г. Кола была преобразована  в село, в  1935 г. – в рабочий поселок. В советское время в Коле возникли рыболовецкий колхоз «Пробуждение» (позднее он стал называться «имени Третьей пятилетки»), макаронная и мебельная фабрики, гипсовый и пивоваренный заводы. На месте низкой деревянной застройки появились каменные многоэтажные благоустроенные дома.  С 1965 г. Кола снова стала городом. Численность населения Колы медленно увеличивалась, достигнув своего апогея в конце советской эпохи (16,5 тыс. чел. в 1989 г.), после чего стала сокращаться. В 2010 г. численность населения  составляла 10,4 тыс. чел.

В Коле до сих пор проживают семьи, чьи предки поселились здесь еще задолго до революции 1917 г. В семейной памяти сохраняются истории, в которых переданы обстоятельства попадания прародителей в Колу (№ К1, К3, К4). Некоторые наиболее пытливые старожилы не жалеют сил для составления своих родословных (№ К2), пишут воспоминания (№ К10).

Старожильческую память определяет набор совершенно устойчивых компетенций, таких, как знание старого, еще деревянного культурного ландшафта города до начала многоэтажной  застройки его территории (№ К5, К6, К10, К12, К13), умение отличать старых, коренных колян от приехавших недавно (№ К7), ориентирование в местной лексике и микротопонимике (№ К15, К16, К17, К18, К19), опыт взаимодействия с кольским фольклором – частушками, песенной культурой и т.д. (№ К20, К21), владение информацией об особенностях кольского быта (№ К22).

Старожилы оказываются чувствительны к местным слухам и разговорам, проясняющим древнее прошлое своего города, охотно запоминают такую информацию и транслируют ее дальше (№ К8, К9).
Одной из характерных черт современной мемориальной культуры населения Кольского Севера является  ее открытость миру, на что направляется весь доступный старожилам коммуникативный потенциал. Старожил осознает, что обладает совершенно уникальной информацией и готов ею делиться с обществом. С 2012 г. в Коле действует клуб краеведов «Коляне», объединяющий старожилов с более молодыми поколениями горожан.

Нередко старожильческие рассказы посвящены событиям, которые некогда потрясли их в качестве или непосредственных очевидцев, или слушателей, усвоивших эту информацию от представителей старших поколений. Таковы, например, рассказы о трагедии, произошедшей на Туломском мосту (№ К14), о закрытии властями Благовещенской церкви и поругании святынь в период антирелигиозных гонений (№ К11) и т.д.

Старожилы бережно сохраняют памятные вещи, документы, фотографии (№ К27-К69, К83), которые сами по себе пробуждают в них способности комментаторов (№ К23, К24, К25).

Мемориальная культура старожильческого населения неразрывно связана с «внешней» и официальной памятью, проявляясь в пространстве города в виде памятников, мемориальных досок и охраняемых исторических сооружений (№ К71-К82). На территории города находится старейший на Кольском Севере православный городской некрополь (см. коллекцию «Кольское городское кладбище на Каменном острове»).

Каждая коллекционная единица сопровождена этикеткой. В нее вошла следующая информация: порядковый номер коллекционной единицы, наименование коллекционной единицы, вид коллекционной единицы (мемуарные записи, фотография и т.д.), время создания коллекционной единицы, собиратель коллекционной единицы, место хранения ее оригинала

 П.В. Федоров

ЛИТЕРАТУРА

       Малашенков А.А., Федоров П.В. Коляне (ХIХ – первая четверть ХХ в.): Историко-генеалогический атлас. – Мурманск, 2010-2011. – Ч.I. – 280 с.; Ч.II. – 253 с.; Доп. ч. – 230 с.

      Человек – место – память: Мемориальная культура старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций / Под ред. П.В. Федорова, А.А. Малашенкова. – Мурманск, 2013. – 409 с.

Дополнительная информация