Культурная память Териберки
(коллекция фономатериалов по устной истории, мемуаров, фотографий)

Cultural Memory of Teriberka
(collection of materials on oral history, memoirs, photos)

В коллекцию вошли фономатериалы по устной истории, мемуарные записи и фотографии, отражающие культурную память современного старожильческого населения села Териберка. Это стало частью собранного экспедицией Мурманского государственного гуманитарного университета в 2012-2013 гг.

Териберка расположена при впадении одноименной реки в Лодейную губу Баренцева моря (№ Т24). Наиболее раннее упоминание о Териберке относится к началу ХVII в. По описи 1608 г., здесь имелось 6 изб. До 1870 г. Териберка существовала лишь как рыбацкое становище с временным населением, приходившим сюда на период промыслов. С 1870 г. начался процесс переселения в Териберку постоянных жителей (колонистов), в том числе и из Колы, – так становище превратилось в колонию. В 1888 г. здесь была открыта школа грамоты, в 1907 г. – училище с приютом для учеников из сторонних селений. Тогда же здесь были построены две церкви – во имя Илии Пророка (1875) и во имя Иконы Грузинской Божьей Матери (1885). И колония стала селом.

В советское время рост Териберки был связан с превращением ее в базу моторизированного прибрежного промысла и сельского хозяйства.  Здесь возникли рыболовецкий колхоз имени Ворошилова (позднее – имени ХХI съезда КПСС), колхоз «Мурманец», рыбзавод, кирпичный завод, электростанция. В 1930 г. на берегу моря в Лодейном, в 2 км к западу от Териберки, были построены пристань и спасательная станция. Как следствие, в 1938 г. село Териберка была преобразована в рабочий поселок. В 1927-1960 гг. являлась  центром Териберского района.

С 1960-х гг., в связи с сокращением прибрежного промысла, начался упадок Териберки, что привело к сокращению численности населения (с 4,7 тыс. чел. в 1959 г. до 957 чел. в 2010 г.). В 1997 г. Териберка утратила статус поселка и была обратно переименована в село, входящее ныне в состав Кольского района.
Вследствие сильной миграции населения, Териберка претерпевала регулярные замещения семейно-родовых структур. Все опрошенные териберские старожилы начинают свою семейную историю в этом селе только с ХХ века. Неудивительно, что они хорошо знают свои териберские истоки (№ Т1, Т2).

Отсутствие глубоких корней тем не менее не помешало им приобрести необходимые старожильческие компетенции: увлекательно рассказывать о культурном ландшафте старой, уходящей Териберки (№ Т3, Т6, Т7, Т8, Т9, Т10, Т13), предлагать свои, старожильческие интерпретации топонима «Териберка» (№ Т5) и исторических истоков самого села (№ Т14),  воспроизводить культурные, в т.ч. речевые, песенные и ритуальные, традиции местного населения (№ Т15, Т16, Т17, Т18, Т19, Т20).

Отдельные рассказы старожилов представляются довольно объективными историческими свидетельствами повседневной жизни послевоенного села. В частности, информанты оптимистически оценивают качество продовольственного снабжения Териберки в хрущевско-брежневский период, очевидно, в сравнении с тем положением, которое им довелось застать в других регионах России (№ Т11, Т12).
Старожилы Териберки бережно сохраняют памятные вещи, документы и фотографии, считая их семейной реликвией (№ Т21, Т22, Т23).

Культурный ландшафт современного села Териберки наполнен артефактами, органично дополняющими мемориальные рефлексии старожилов: остатки старых кораблей на берегу реки, поклонные кресты, часовня, колодцы, сельское кладбище с большими семейно-родовыми участками, жилые и нежилые постройки, скромные памятники – все это символизирует местную память (№ Т25-Т44).

Центром культуры Териберки с середины ХХ века является каменный Дом культуры, при котором действует русский поморский хор, где организуются выставки, посвященные прошлому и настоящему села (№ Т28, Т43, Т44).

Каждая коллекционная единица сопровождена этикеткой. В нее вошла следующая информация: порядковый номер коллекционной единицы, наименование коллекционной единицы, вид коллекционной единицы (мемуарные записи, фотография и т.д.), время создания коллекционной единицы, собиратель коллекционной единицы, место хранения ее оригинала.

П.В. Федоров


ЛИТЕРАТУРА

Человек – место – память: Мемориальная культура старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций / Под ред. П.В. Федорова, А.А. Малашенкова. – Мурманск, 2013. – 409 с.

Дополнительная информация