+1#Голов Алексей Геннадьевич, магистрант МГГУ09.10.2015 21:03
Здравствуйте, глубокоуважаемые разработчики сайта. Как мне кажется, вы упускаете одно чрезвычайно важное направление - культурную память советских рыбаков рыбодобывающих флотов с портом приписки Мурманск. Это уходящая эпоха, которая никогда больше не повторится. Особая жизнь, которая как бы "проросла" в жизнь едва ли не каждой мурманской семьи. Особая субкультура: мода, сленг, места отдыха, система социальных связей, работа в море, "загранка" и многое-многое другое. Ещё живы многие из тех, кто помнит как всё оно было в 1950 - 1980-х годах. Ещё живы близкие родственники тех, кто ловил стране "рыбку" в 1920 - 1940-е годы. Ещё хранятся, не утраченные, семейные фотоальбомы и письма с промысла. За небольшими исключениями эта тема не очень-то отражена в художественной литературе и на экране. Можно даже определиться с хронологическими рамками: 1927 год (год переноса из Архангельска в Мурманск Траловой базы) - 1998 год (год приезда в Мурманск норвежского короля Харальда V; судя по всему он приезжал лично убедиться в крахе рыбодобывающей промышленности Мурманска). Это дело стоит того, чтобы за него взяться: по его итогам речь может идти о защите не одной кандидатской, а может даже и докторской диссертации.
Большое спасибо, Алексей Геннадьевич, за комментарий. Тема "культурная память мурманских рыбаков", безусловно, заслуживает пристального внимания. Мы рассчитываем продолжить исследование в этом направлении.
+2#Соловьева В.Л., доцент РГПУ им. А.И. Герцена14.10.2015 00:27
Значимость морской культуры в социокультурном и экономическом развитии Кольского Севера сложно переоценить. Культурная жизнь современного общества региона во многом сформировалась под влиянием развития российского ледокольного флота. Поэтому изучение, поддержание и развитие культурной памяти российских арктических моряков является очень важной для сохранения культурного наследия данного региона.
В.Л. Соловьева
+1#Тимофеев А.П., руководитель Арктического выставочного центра Атомный ледокол ЛЕНИН ФГУП Атомфлот16.10.2015 13:23
На сегодняшний день Арктика является предметом изучения гуманитарных и технических наук. Учеными собраны разнообразные сведения о памятниках материальной культуры, обобщены исторические факты освоения Арктики. В тоже время, устных свидетельств участников арктических экспедиций не так много, они, как правило, представлены в адаптированном виде. В данном случае, положительной стороной является возможность использовать материалы в качестве первоисточников. Думаю, что коллекцию нужно постоянно дополнять новыми данными/
Хочется сказать большое спасибо создателям и исследователям данного сайта. Воспоминания российских арктических моряков являются важной частью истории Мурманска, а сохранение этой памяти для последующих поколений-одной из основных задач этого проекта.Я думаю, что необходимо исследовать воспоминания моряков рыболовецких судов,ведь почти в каждой мурманской семье есть моряки, посвятившие свою трудовую жизнь нелегкому рыбному промыслу.
+1#Kарицkая Л.Ю., ведyщий редаkтор газеты "На страже Заполярья"21.11.2015 00:32
Kропотливый (если не сkазать титаничесkий) трyд авторов, а таkже значимость проеkта несомненны. Возможно, имеет смысл k моряkам ледоkoльного флота добавить моряkов военных... Kаk оставивших свой след в kyльтyрном наследии региона.
Лада Юрьевна, Ваше предложение изучить культурную память военных моряков, без сомнения, очень актуально. Темами для исследования здесь могут стать: специфика освоения морского пространства, формирование ценностей, военно-морские традиции, ритуалы, повседневные практики.
+1#Макарова Алёна Олеговна, корреспондент газеты "Аргументы и Факты на Мурмане", магистрант 1 курса24.11.2015 12:06
Без преувеличения можно сказать, что мы живем в главном Арктическом регионе, и об этом, к слову, не раз говорилось с самых высоких трибун. Развитие Севера России, на которое сегодня обращено всеобщее внимание, просто немыслимо без осмысления нашей истории. Поэтому «реставрация памяти», успешно начатая создателями и идеологами сайта, несомненно важна.
Говоря об арктических моряках, вспоминаются и полярные исследователи, чей труд также положен в основание российской геополитики. Многих из этих людей уже давно нет на свете, но остались их письма родным, фотографии с Северного полюса, арктические почтовые штемпели на конвертах. Мало кто знает, что переживали эти люди в своих экспедициях, как справлялись со свой суровой работой. Данный проект - отличная возможность сохранить для будущих поколений живые свидетельства людей, чья профессия связана с Арктикой.
Моряк - сложная профессия,Они подолгу не видятся с семьей,забывая черты близких им людей,но каждый из них учится преодолевать преграды и бороться со стихией. Каждая подборка, в особенности устные свидетельства участников экспедиций,поразили меня своей интересной и захватывающей историей. Надеюсь, в дальнейшем таких рассказов и сайтов станет больше.
+2#Ирина Юсупова,руководитель пресс-службы ОАО ММП, магистрант 1 курса МАГУ25.11.2015 23:04
Уважаемые разработчики сайта! Все-таки мне, как человеку по роду своей деятельности связанному с историей арктического судоходства, хочется восстановить историческую справедливость и напомнить о Мурманском морском пароходстве и важном пропущенном здесь двадцатилетнем периоде работы предприятия с 1939 по 1959 год и его огромном вкладе в развитие Арктики. ММП с первого года своей жизни не было предприятием местного значения. Нельзя не вспомнить полярные конвои времен войны, подвиг гражданских моряков пароходства, которые ценою своей жизни помогали доставлять военные грузы из стран-союзниц по ленд-лизу для нужд фронта. Пароходы Старый Большевик, Ижора, Александр Сибиряков, Дежнев - о героизме и мужестве экипажей этих судов написаны очерки и целые книги. А сколько было сделано тружениками компании в тяжелое послевоенное время, когда восстанавливали Мурманск, портовое хозяйство и флот, когда работники в условиях голода и разрухи продолжали осуществлять морское транспортное сообщение между портами и доставлять жизненно-важные грузы в населенные пункты Крайнего Севера, строить и снабжать полярные станции. Здесь на севере в составе флота ММП работали суда легенды российского флота лк Ермак ,лк Красин , дизель-электроходы Обь, Лена. В конце 50-х годов прошлого века именно ММП начало строить атомные ледоколы и готовить для них кадры. И только 27 августа 2008 года пароходство в соответствии с договором о доверительном управлении передало ледоколы в госкорпорацию Росатом . Весь период до передачи атомоходов ММП управляло ими безаварийно, даже в сложные для предприятия годы, не срывало выполнение государственных задач по северному завозу. Еще живы ветераны, которые участвовали во всех этих ярких событиях, живы участники полярных конвоев, они делятся с нами своими воспоминаниями и гордятся, что работали в Мурманском морском пароходстве, а мы гордимся ими. Моряки Мурманского морского пароходства – герои Арктики, и мы не должны об этом забывать!
Комментарии
Как мне кажется, вы упускаете одно чрезвычайно важное направление - культурную память советских рыбаков рыбодобывающих флотов с портом приписки Мурманск.
Это уходящая эпоха, которая никогда больше не повторится. Особая жизнь, которая как бы "проросла" в жизнь едва ли не каждой мурманской семьи. Особая субкультура: мода, сленг, места отдыха, система социальных связей, работа в море, "загранка" и многое-многое другое.
Ещё живы многие из тех, кто помнит как всё оно было в 1950 - 1980-х годах. Ещё живы близкие родственники тех, кто ловил стране "рыбку" в 1920 - 1940-е годы. Ещё хранятся, не утраченные, семейные фотоальбомы и письма с промысла.
За небольшими исключениями эта тема не очень-то отражена в художественной литературе и на экране.
Можно даже определиться с хронологическими рамками: 1927 год (год переноса из Архангельска в Мурманск Траловой базы) - 1998 год (год приезда в Мурманск норвежского короля Харальда V; судя по всему он приезжал лично убедиться в крахе рыбодобывающей промышленности Мурманска).
Это дело стоит того, чтобы за него взяться: по его итогам речь может идти о защите не одной кандидатской, а может даже и докторской диссертации.
С наилучшими пожеланиями
А.Г. Голов
В.Л. Соловьева
Темами для исследования здесь могут стать: специфика освоения морского пространства, формирование ценностей, военно-морские традиции, ритуалы, повседневные практики.
Все-таки мне, как человеку по роду своей деятельности связанному с историей арктического судоходства, хочется восстановить историческую справедливость и напомнить о Мурманском морском пароходстве и важном пропущенном здесь двадцатилетнем периоде работы предприятия с 1939 по 1959 год и его огромном вкладе в развитие Арктики.
ММП с первого года своей жизни не было предприятием местного значения. Нельзя не вспомнить полярные конвои времен войны, подвиг гражданских моряков пароходства, которые ценою своей жизни помогали доставлять военные грузы из стран-союзниц по ленд-лизу для нужд фронта. Пароходы Старый Большевик, Ижора, Александр Сибиряков, Дежнев - о героизме и мужестве экипажей этих судов написаны очерки и целые книги. А сколько было сделано тружениками компании в тяжелое послевоенное время, когда восстанавливали Мурманск, портовое хозяйство и флот, когда работники в условиях голода и разрухи продолжали осуществлять морское транспортное сообщение между портами и доставлять жизненно-важные грузы в населенные пункты Крайнего Севера, строить и снабжать полярные станции.
Здесь на севере в составе флота ММП работали суда легенды российского флота лк Ермак ,лк Красин , дизель-электроходы Обь, Лена. В конце 50-х годов прошлого века именно ММП начало строить атомные ледоколы и готовить для них кадры. И только 27 августа 2008 года пароходство в соответствии с договором о доверительном управлении передало ледоколы в госкорпорацию Росатом . Весь период до передачи атомоходов ММП управляло ими безаварийно, даже в сложные для предприятия годы, не срывало выполнение государственных задач по северному завозу. Еще живы ветераны, которые участвовали во всех этих ярких событиях, живы участники полярных конвоев, они делятся с нами своими воспоминаниями и гордятся, что работали в Мурманском морском пароходстве, а мы гордимся ими. Моряки Мурманского морского пароходства – герои Арктики, и мы не должны об этом забывать!