Тема 1:

Культурная память современной России: проблемы изучения

Комментарии  

+7 # Федоров П.В., д.и.н., профессор. 05.10.2014 23:30
Коллеги, от имени авторов нового Интернет-ресурса "Культурная память современной России: Евро-Арктический Север" предлагаю высказать свои мнения и оценки обо всех пяти выставленных на сегодняшний день коллекциях; перспективах документирования современной мемориальной культуры России в цифровую эпоху; мемориальных практиках жителей российского сегмента Евро-Арктического Севера в условиях социальных трансформаций. Кроме того, Вы можете предлагать свои идеи по развитию нашего Интернет-ресурса; рассказывать об аналогичных известных Вам сайтах во всемирной паутине.
+4 # Иванова Л.Л., доцент МГГУ 14.10.2014 09:14
На мой взгляд, замечательный Проект и достойный сайт. Уже собраны богатейшие материалы . Впечатляет библиография, уникальны фотодокументы. Есть потенциал исследования - по сути безграничный. Хочется поздравить АВТОРОВ с начинанием важного исследования в области культуры Евро-Арктического Севера. Буду счастлива по мере сил и возможности участвовать в становлении проекта. С уважение - Л. Л. Иванова, доцент МГГУ.
+3 # Желнина З.Ю., доцент Мурманского института экономики 14.10.2014 12:22
Этот проект отвечает ожиданиям всех, кто постоянно работает с литературными и краеведческими источниками. Не всегда есть возможность самостоятельно заниматься поиском уникальных материалов, поэтому так важны взаимодействия, обмен информацией. Надеюсь, что ссылки на этот сайт все чаще будут появляться в списках использованных источников в научных публикациях, а также в ресурсах, рекомендованных для самостоятельной работы студентов.
+2 # Шех А.В., аспирант кафедры истории МГГУ 14.10.2014 19:55
В конце текущего года, мы отметим двадцать третью годовщину с того дня, когда поздним вечером 25 декабря 1991 года с последним обращением в качестве Президента СССР выступил Михаил Сергеевич Горбачев. В своем выступлении глава государства, объявил о прекращении существования Советского Союза. Вместе с тем, весной 2014 года в результате событий произошедших в Восточной Европе, состоялось историческое воссоединение Крыма с Россией. А, ведь история Крыма отчасти похожа на историю Российского Севера. На Севере так же, как и в Крыму, буквально всё пронизано русской историей. Здесь и общий духовный подвиг – обращение к православию – которое предопределило общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет славянские народы. На Кольском полуострове – могилы русских солдат, мужеством была добыта независимость и победа в годы Великой Отечественной войны. Кольский Север – это Мурманск, город-герой, самый крупный город за Полярным кругом. Кольский Север – это древняя Кола, в которой начинал свой путь Михаил Ломоносов. Евро – Арктический Север – это сплав культур и традиций разных народов. И этим он так похож на Крым, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос. Представители разных народов здесь жили и трудились рядом, сохраняя свою самобытность, традиции, язык, культуру и веру. Начавший свою работу проект «Культурная память современной России: Евро – Арктический Север» позволит содействовать более глубокой коммуникации гуманитарного и в первую очередь исторического знания научно-исследовательской работе специалистов. Кроме того уверен что, материалы представленные на сайте будут интересны не только узкому кругу специалистов, но и представителям других гуманитарных наук работающих не только в Российской Федерации но и в других странах и в первую очередь в странах Содружества Независимых Государств, занимающихся вопросами региональной истории.
+2 # Лоскутов Д.С., краевед 15.10.2014 11:08
Ресурс безусловно нужный и вовремя появившейся, сказал бы, философски оправданный. Платформа на которой он размещён, похоже, серьёзная.
Вопрос: есть какие-то критерии отбора материалов для сайта?
+2 # Федоров П.В., д.и.н., профессор. 15.10.2014 21:26
Дмитрий Сергеевич, спасибо за вопрос. Коллекций на сайте пока мало, и вопрос о критериях отбора материалов в них не стоял. В процессе экспедиционной работы у исследователя накапливается определенный массив полевых материалов. Выбиралось, на наш взгляд, самое яркое, интересное, но всё это, скорее, как результат действия "профессионального чутья". Впрочем, старались, по-возможности, сделать коллекции разноплановыми: здесь и источники устной истории, и мемуаристика, и письма, и фотографии артефактов, эпиграфических объектов и т.д. Мерилом предметного охвата коллекционных единиц выступает обзорная статья к каждой коллекции, позволяющая верифицировать определенную целостность подобранного материала. Но всё это, опять же, не более, чем сложение "счастливого случая" (ибо любая источниковедческая находка равна "счастливому случаю") и первичного, по сути, фотографического "схватывания" всей совокупности полевых находок. Я думаю, Вы понимаете, что и "счастливый случай", и фотографическое схватывание отстоят слишком далеко от той области, которую можно связывать с целенаправленной научной технологией и, в частности, с "критериями отбора материалов", о которых Вы спрашиваете. Я бы сказал, что мы пошли не по пути выделения критериев отбора, а, напротив, на основе реконструкции некоего социального "образа" через широкий срез свежих полевых материалов лишь предвосхитили проблему "критериев отбора" для современной научной мультимедийной экспозиции в качестве весьма актуального вопроса в методологическом плане. Ни много и ни мало. Не фундаментально, но и не мелко. В свое оправдание замечу, что за этим тоже стоит немалый исследовательский труд.
+2 # Самсыка Алевтина Анатольевна, председатель Рериховского общества 20.10.2014 14:20
Создание электронной информационной системы и базы источников с доступом через Интернет - очень важный шаг в решениии проблемы изучения культурной памяти современной России, ее Евро-Арктического региона. Чувствуется широкий и основательный подход авторов проекта к данной проблеме. Ресурс будет очень полезен исследователям и студентам, а также будет способствовать сохранению уникальной культурной памяти Евро-Арктического Севера и передаче ее следующим поколениям. Спасибо авторам проекта и успехов в дальнейшей работе!
+1 # Кириллова А.В.,к.п.н, председатель совета ветеранов педагогического труда областного подчинения 20.10.2014 20:33
Спасибо за интересный и нужный проект! Вопросы:
- Можно ли открыть рубрику из истории образования в нашем регионе;
- Есть ли возрастные ограничения для участников?
+1 # Федоров П.В. 21.10.2014 21:17
Спасибо Вам за вопросы. Наш ресурс создавался на основе полевых архивов, которые собирались в ходе исследований. История образования Кольского Севера, к сожалению, не была предметом изучения авторов сайта, поэтому создание такой рубрики не планировалось.
По второму вопросу отвечаю, что для данного ресурса установлено возрастное ограничение 16+. Для более младших пользователей материалы сайта могут использоваться при участии учителя или родителей.
+2 # Тихонова Анна Юрьевна, зав.каф.культурологии и музееведения УлГПУ им.И.Н.Ульянова г.Ульяновск 21.10.2014 22:45
Спасибо за профессиональную работу. Вами открыт доступ к очень востребованным документам, которые помогают лучше узнать историю и культуру территории. Подобный сайт нужен в каждом регионе.
Вопросы: сколько времени будут доступны материалы? Будет ли сайт пополняться материалами местных архивов?
+1 # Федоров П.В. 22.10.2014 22:55
Спасибо за вопросы, Анна Юрьевна. Срок свободного доступа к материалам через Интернет определяется договором между учредителями сайта - Мурманским государственным гуманитарным университетом и Центром гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН. Следовательно, на данный вопрос смогут ответить только администрации данных учреждений.
По второму вопросу. Наш ресурс связан с публикацией материалов из личных архивов северян. Работа с местными (т.е. государственными) архивами не предусматривалась.
+3 # Дмитриева Лариса Валерьевна, доцент кафедры теории и истории культуры, РГПУ им. А.И. Герцена 22.10.2014 08:12
Большое спасибо за интересный, содержательный и актуальный проект! Подобные электронные ресурсы должны появиться у каждого региона, каждого города, а данная тема должна стать важным направлением региональной культурной политики!
Вопрос: В качестве заставки к программе на главной странице дается определение культурной памяти, но нет определения мемориальной культуры. Хотелось бы узнать, какое содержание в него вкладывают авторы. Спасибо.
+1 # Федоров П.В. 22.10.2014 23:04
Уважаемая Лариса Валерьевна! Концепт "мемориальная культура" появился в науке сравнительно недавно, но уже нашел своих приверженцев. Естественно, я не могу отвечать за своих коллег, входящих в авторскую группу сайта, но свое отношение к сущности мемориальной культуры мне довелось изложить в статье "Песочные ландшафты памяти (о современной мемориальной культуре старожильческого населения северных районов Кольского полуострова)", представленной в разделе "Полнотекстовая библиотека". Если появятся вопросы по содержанию, готов ответить на них.
+1 # А.М.Пашков, профессор кафедры отечественной истории Петрозаводского университета 26.10.2014 11:24
Поздравляю мурманских коллег П.В.Федорова и И.А.Разумову с созданием этого сайта. Проблема формирования, сохранения и изучения исторической памяти в наши дни весьма актуальна. Уходят люди, гибнут документы, уничтожаются здания, исчезают могилы. В этой ситуации необходимо бережно сохранять хотя бы какие-то остатки прошлого (фотографии, письма, воспоминания). Следует признать, что создатели сайта внесли свой вклад в это благородное дело сохранения исторической памяти о своем суровом северном регионе. Важно, что собранные свидетельсива выложены в Интернет, что делает их максимально доступными, в первую очередь для молодежи. Фотографии могильных памятников, фронтовые письма, воспомианиня старожилов и другие выложенные на сайте источники воздействуют как на сознание, так и на эмоции. Материал подобран, структурирован и подан на высоком научном уровне. Хочется надеяться, что по примеру этого сайта аналогичные ресурсы появятся и в других регионах. Остается пожелать авторам пополнять сайт новыми материалами.
+2 # Федоров П.В. 27.10.2014 08:52
Александр Михайлович, спасибо Вам за оценку и пожелание. Действительно, я готов подвердить Ваши слова, интернет-ресурсы о культурной памяти современной России - большая редкость. Репрезентация актуальных полевых архивов - тоже пока туманная перспектива. Мне кажется, задача каждого исследователя, кто работает в системном, долгоиграющем ключе, думать не только о статьях или книгах, но и о мультимедийной подаче материала: что поделаешь, таковы вызовы XXI века. Гуманитарий и программист должны работать вместе.
+1 # Курчин К.Ю., студент факульт ФЖиМК, МГГУ г.Мурманск 26.10.2014 12:49
Сайт действительно нужный и полезный. Собрана достаточно уникальная и редкая информация.
Его нужно обязательно позиционировать в интернет поисковиках. Это будет дополнительной возможностью к пополнению редких материалов о Кольской земле и культуре. Немного всё же стоит изменить само оформление, усилить и разнообразить зрительный ряд на Главной, показать связь с нашей северной землей, культурой, природой. За основу можно взять западные сайты, которые посвящены их культурной тематике. Ну а главное, хотелось бы пожелать успехов в дальнейшем становлении и развитии этого нужного проекта!!!
+3 # Иванов Андрей Александрович, к.и.н., доцент кафедры философии и социально-гумнаитарных наук СПбГАВМ 27.10.2014 11:09
Солидный ресурс с серьезными перспективами и потенциалом для дальнейшего развития. Полагаю, что этот проект сможет не только аккумулировать информацию о культурном наследии Русского Севера, но и послужит площадкой для взаимодействия ученых и преподавателей, интересующихся данной темой. Более того, материалы сайта должны помочь в освоении истории края учащимся школ, в которых нередко отсутствует необходимая аппаратура для иллюстрации особенностей культуры и быта предшествующих поколений. С этой точки зрения данный ресурс делает материалы одинаково доступными и учителю, и ученику.
+1 # Федоров П.В. 29.10.2014 00:01
Андрей Александрович, мне кажется, с "аппаратурой" сегодня как раз всё неплохо (даже в сельских школах). Вопрос в другом: что на этой технике "иллюстрировать"? Авторы и разработчики сайта мечтают, чтобы с помощью нашего ресурса и этой самой "аппаратуры" прямо из школьных классов появилась возможность заглядывать в полевой архив социального антрополога: слышать живую речь очевидцев, видеть изображения редких, не представленных даже в музейных экспозициях артефактов... в общем, проникаться духом нашего Отечества.
+1 # Загашева Ю.Е., музыкальный руководитель. МБДОУ №6, г. Полярные Зори 28.10.2014 09:51
Ваш проект – нужный и важный труд, который способствует сохранению культурно-исторического наследия Кольского севера. Доступность, надёжность информации и её научная значимость привлекут и специалиста и простого школьника, который ищет материал по региональному компоненту. Я понимаю, что проект только начал свою научно-просветительскую работу в сетях Интернета, но хотелось бы узнать и о других городах и населённых пунктах нашего края. .. У всех есть культурная память…
+2 # Коткин Константин Яковлевич, доцент кафедры философии политологии и права МГГУ, науч. сотрудник МОКМ 05.11.2014 00:58
Уже сложно не повториться, давая оценки данного ресурса и работы проведенной исследователями.
Конечно, перед посетителями сайта, перед исследователями большая работа, систематизирующая многолетние поиски авторов. Несомненна актуальность ресурса для региона, для его будущего. Символична значимость проекта как результат взаимодействия ВУЗовской и Академической науки региона.
Плюс антропологического – думается, с таким определением теоретических установок согласятся авторы – подхода в представленных исследованиях заключается в привлечении внимания и пробуждении интереса у простых читателей-пользователей к близким им сторонам жизни – повседневности, быту, семье. Тому, что есть у каждого, но ценность чего в спешке и суете понять часто не удается. Очень важен в данном случае региональный контекст, через который формируется пресловутые патриотизм и национальная идея, которые для огромной нашей страны заключаются в простой истине – одинаковой ценности центра и «периферии». Мест нашей страны, особенных каждое по-своему.
+2 # Коткин Константин Яковлевич, доцент кафедры философии политологии и права МГГУ, науч. сотрудник МОКМ 05.11.2014 00:58
Выбранная форма – сайт – привлечет внимание молодых людей, пусть даже, на первых порах с помощью учителей или преподавателей в качестве наставников.
Разумеется, замечательно, что перед нами начало большого проекта, который покажет различные стороны такого многообразного явления как культурная память. Хотя, касаясь определений, хочется заметить, что, несмотря на удачное по различным причинам использование термина «культурная память», он также несет печать недосказанности и вопросов, которые можно свести к одному «что оставить в его границах, а что – за ними?». При этом граница понимается как в хронологическом, так и в пространственном контекстах, как в предметно-объектом, так и в методологическом полях? Возможно, авторы могли бы выделить различные уровни и «места» культурной памяти, которые не обязательно полностью исследованы на данный момент, однако актуальны для изучения в дальнейшем.
Еще одна важная сторона, которую показывает сайт: это иное восприятие собственно культурной памяти. Она лишь при первом приближении коренится только лишь в устном слове или тексте. Ничуть ни меньше, ее в объектах так называемой материальной культуры. Показ наличия связей первых и вторых – сильная сторона сайта.
Хочется пожелать авторам новых исследований, развития проекта, открытия иных сторон многогранной культуры Арктического Севера.
+3 # Федоров П.В. 05.11.2014 13:02
Константин Яковлевич, не могу не согласиться, что категории, используемые в науке, к сожалению, многозначны в понимании многих, а следовательно, с точки зрения рациональности слабо эффективны. Существуют же понятия "историческая память", "культурная память", "социальная память", и к каждому из них можно поставить те самые "вопросы", о которых Вы пишите. В данном случае для меня выбор именно "культурной памяти" был обусловлен коррелируемостью этого понятия с "мемориальной культурой". Культура запоминания, а также традиций, форм и форматов этого процесса,завтвердевающих и эволюционирующих в истории, способствует возникновению еще одной социальной реальности - мнемосферы. Тем самым, человек способен прожить не одну жизнь: одну из них он проживает в мире памяти, регулярно погружаясь в насыщенную среду своих и чужих воспоминаний. Данные погружения не проходят бесследно: контакты с мнемосферой активно воздействуют на иную уже реальность - формируют ценности, исторические представления и социальные компетенции. О мнемосфере я впервые написал в статье "Песочные ландшафты памяти...". Познакомиться с этим материалом можно в разделе "Полнотекстовая библиотека".
+3 # Коткин Константин Яковлевич, доцент кафедры философии политологии и права МГГУ, науч. сотрудник МОКМ 05.11.2014 01:15
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, читая комментарии: проект и внимание к нему показывают, каким образом необходимо работать учреждениям-хранителям культурной памяти (библиотеки, музеи, архивы). Важно размещать в свободном доступе тематически связанные материалы, коллекции. Они востребованы всеми - интересующимся прошлым любителем, и исследователем, и учащимся.
+4 # Федоров П.В. 05.11.2014 15:53
Константин Яковлевич, боюсь, что созданный сайт не может служить образцом для триады "библиотека-музей-архив": способы комплектования, стандарты описания здесь сильно отличаются. РГНФ, выделяющий средства на эти проекты, поддерживают самих исследователей по представлению своих полевых и личных архивов, поэтому описания не отличаются стройностью и исходят из той формы, которую разработчики сайта считают наиболее приемлемой. Наверное, в будущем имеет смысл разработать правила подготовки научных интернет-ресурсов, включая процедуры описания, чтобы легче было заниматься их интеграцией. Создание подобных сайтов должно стать стандартом для исследователей, ведущих проектно-грантовскую полевую работу, поскольку значительная часть полевого и исследовательского материала, собираемого на средства грантов, не попадает в научные архивы и содержится на личном попечении исследователя. Судьба таких архивов зачастую печальна: редко, чья судьба устраивается благополучно. Что касается архивов, библиотек и музеев, то без них, по-видимому, действительно не обойтись. Учитывая, что жизнь сайтов не вечна и проблему сохранения актуальных исследовательских ресурсов в долгосрочной перспективе сами они решить не смогут, задача профессиональных архивных, музейных и библиотечных учреждений архивировать сайты в специальные электронные хранилища, где они уже могут сохраняться на постоянной основе. В современной мировой информационной культуре появился специальный термин для обозначения этой новой функции - веб-архивирование.
+1 # Рапенкова Светлана Владимировна, зам. дир. Соловецкого Морского музея, отв. ред. издательства ТСМ 13.11.2014 12:10
Архангельская региональная общественная орг-ция "Товарищество Северного Мореходства" уже много лет занимается этнографической экспедиционной деятельностью в Архангельской области. И проблема оцифровки и хранения собранной информации очень актуальна. Поэтому такой электронный ресурс, как ваш, нельзя не приветствовать. На мой взгляд, главная задача - не в первичном наполнении сайта, а в организации постоянного его пополнения и расширения. Поэтому такой ресурс должен быть открытым. А что делать с хранящимися под спудом у каждого исследователя огромного количества записей прошлых лет?.. Не все работают по грантам. Главная проблема - дефицит времени для оцифровки.
0 # Воронов Василий Михайлович, к.ф.н., доцент кафедры философии и социальных наук МГГУ 21.10.2015 23:39
Ресурс - замечательный!
Думаю, что он действительно может помочь в "освоении прошлого", т.е. не просто в запоминании "фактов", а в связывании событий (в широком смысле) с внутренним миром человека.
Здесь встают две проблемы: практическая и теоретическая.
1) Практическая проблема - это проблема интеграции ресурса не только в научно-исследовательские, но и в образовательные практики и средней, и высшей школы.
2) Теоретическая проблема заключается в соотношении концептов "культурная память" и "освоение прошлого". На мой взгляд первичным всё-таки выступает "освоение".
+2 # Федоров П.В. 22.10.2015 12:38
И память, и освоение коррелируется с концептом "опыт", который, в действительности, напоминает нам о феноменальности мемориальных практик, каким бы масштабом охвата они не отличались.

You have no rights to post comments

Дополнительная информация