№ С18. Игра «Камушки». Из мемуарных записей жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.) Авторская рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Оригинал хранится у Г.Ф. Белошицкой.

Летом на берегу подбираются камушки для игры зимой. На берегу много разноцветных камней, выбираются камушки одного цвета и размера, либо разноцветные камушки, но обязательно одного размера. В этой игре хорошо отрабатывается координация движений кисти рук и мелких мышц пальцев.
Дети сидят на полу. Камушки, 5 шт. - укладываются перед играющим
  1.  Правой рукой берется один камушек и подкидывается вверх, пока первый камушек вверху, правая рука должна успеть взять один камушек с полу и поймать тот, который уже летит вниз. Эта операция повторяется еще 3 раза, т.к. на полу лежат еще 3 камушка.
  2.  По второму кругу играющий подкидывает один камушек, а с полу должен успеть взять 2 камушка - повтор.
  3. По третьему кругу, играющий подкидывает один, а с полу должен успеть взять 3. Потом оставшийся 1 к.
  4.  По четвертому кругу. Подкидывается 1 камушек, а с полу надо успеть взять 4 камушка.
Если играющий ошибается, то ход переходит к другому. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит все 4 круга[1].


[1] Камушки.

У игры в камешки есть и другие названия: в кремушки (креймашки) в галанцы и т.д. А. Терещенко предполагал, что эта игра имеет древнегреческое происхождение, откуда и распространилась по всей Европе, а в Россию её привезли татары [Терещенко 1848, с.42]. Игра была распространена во многих местностях: в Олонецкой, Нижегородской, Курской, Харьковской губерниях Якутии, Киргизии, Архангельской, Тульской, Новгородской обл. и др. В Поморье она известна под указанным названием - «в камушки» [Цейтлин, 1911. с.9; Всеволодский-Гернгросс, 1933, № 1421, с.528]. Считается, что играли больше девочки [Терещенко, 1848, с.41-42; Покровский, 1887, с.342; Иванов, 1889, с.39; Цейтлин, 1911. с.9]. Мальчиков стыдили за участие в игре, но, несмотря на это, они продолжали участвовать в ней.

Играют как индивидуально, так и группами (командами). Перед игрой девочки обычно договаривались не мешать и не кричать, но в процессе игры делали все наоборот, чтобы играющий сбился. Иногда произносили игровые приговорки: «Уговорец всем делам, родной братец; без уговора не садись, а на слово не вяжись; ни еду, ни лягу; а заеду, дохвачу...». В результате заключалось условие: «Чур играть, не воровать, без вороху без промаху» [Терещенко, 1848, с.41]. Дети играют сидя. Обычно используют пять камешков, но их может быть и больше (например, 11 камешков в Кубанской обл. при игре «в овечки» или даже 40 в Вятской губернии при игре «в царапки»). Камешки для игры обычно выбираются одинаковой формы и размера, но они могут быть заменены и другими предметами: черепками от разбитой глиняной посуды, кубиками из дерева, шариками, кружками, пуговицами [Шамаев, Кочнев, Готовцев, 1997, с. 12]. Иногда камешки обтачиваются, в прибрежных районах их легко можно найти на берегу реки или моря. В Поморье обычно играли 5 камешками. Игра состояла из 9 конов, каждый из которых имел 18 фигур [Цейтлин, 1911, с.9]. Известны более сложные варианты игры, включающие 10 и более этапов (например, чукотская игра «выквычет») [Фролова, 2000, с.115-117].

Сбор камешков в игре может быть последовательным, как в публикуемом варианте. В этом случае каждый круг является новым этапом игры для участников. Обычно игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свое название. Существуют варианты: игрок зажимает в ладони камешек и продолжает собирать остальные по два, по три или даже четыре в один прием. Или же он собирает сначала последовательно все камешки, затем переходит на следующий уровень, где действуют другие правила (необходимость загнать камешки в ворота из расставленных пальцев, подбрасывать камешек так, чтобы не слышен был удар об камешек, лежащий в ладони, или, наоборот, чтобы был слышен стук камней и т.д.). В некоторых играх, каждое действие имеет свое название. Важным является взаимодействие рук в игре. В сложных многотурных играх, как правило, используются обе руки: одной подбрасывается камешек, другой захватываются лежащие на земле камешки. Если кто-то допустил ошибку или не поймал камешки, ход передается следующему участнику. Передача может проходить при выполнении условий, например, угадывания: камешки прячутся играющими за спину, а одному предлагается угадать, если угадывает - то камешки переходят ему, если не отгадывает - остаются у прежнего игрока. В некоторых случаях прохождение предложенных этапов повышает статус играющего: «ученик», «подмастерье», «мастер», «инженер». По окончанию игры в некоторых районах принято возвращать проигравшему его камешки. Данное действие называют «возвратить коровушку». Один из вариантов возвращения коровушки такой: «Проигравший протягивает руку, а обыгравший подбрасывает коровушку вверх, щипает легонько протянутую руку, ловит камешек и возвращает хозяину, хлопая его по руке» [Герд, 1884, с.23]. Публикуемый вариант является одним из уровней более сложной игры.

Описание игры и исполняемых фигур, а также их варианты см.: Терещенко, 1848, с.41-42; Игры, занятия ..., 1871, с.26; Игнатович, 1874, II, № 6, с.22-23; Покровский, 1887, с.341-348; Иванов, 1889, № 36, с.39-40; Бурцев, 1911, с.245; Цейтлин, 1911, с. 9; Герд, 1926, № 13, с.22-23; Всеволодский-Гернгросс, 1933, № 1419-1433, с.527-530; Симаков, 1984, с.27-28; Игры и праздники Валдая, 1995, с.24; Шамаев, Кочнев, Готовцев, 1997, с. 12; Фролова, 2000, с. 115-117; Черная, 2003, с. 92.


                                                                                                                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА:

Бурцев, 1911 – Полное собрание этнографических трудов Александра Евгеньевича Бурцева. T.VII: Сказания русского народа. Детские игры и забавы. СПб., 1911. 273 с.

Всеволодский-Гернгросс, 1933 – Игры народов СССР: сб. материалов / сост. В.Н.Всеволодский-Гернгросс, В.С.Ковалева, Е.И. Степанова. М.-Л.: Academia, 1933. 564 с.

Герд, 1926 – Герд И.Я. Игры для детей всех возрастов. М.: Брокгауз - Ефрон, 1926. 215 с.

Иванов, 1889 – Игры крестьянских детей в Купянском уезде / собр. П.В.Иванов; предисл. проф. ИФ. Сумцова. Харьков: Тип. К.Счасни, 1889. 81, II с.

Игры, занятия и опыты для детей, 1871 – Игры, занятия и опыты для детей. Зимняя книжка. СПб.: Изд. Н.А.Дементьева, 1871. 120 с.

Игры и праздники Валдая, 1995 – Игры и праздники Валдая. Традиции игровой культуры Новгородской земли. М.: ОДИ INTERNATIONAL, 1995. 69 с.

Игнатович, 1874 – Игнатович Ю.Д. Сборник игр для детей. СПб.: Тип. П.П.Меркульева, 1874. Вып.II. 64 с.

Покровский, 1887 –  Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М.: Тип. А.А. Карцева, 1887. 368 с.

Симаков, 1984 - Симаков Т.Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце ХIХ - начале XX в.: Историко-этнографические очерки. JL: Наука, 1984. 230 с.

Терещенко, 1848 – Терещенко А. Быт русского народа: в VII ч. Ч.1: Игры. Хороводы. Ч.IV: Забавы. СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1848. 338 с.

Фролова, 2000 - Фролова А.Н. Игры народов Крайнего северо-востока России: учеб. пособие. М., 2000. 161 с.

Цейтлин, 1911 – Цейтлин Г. Народные игры в Поморье // Изд. Архангельского о-ва изучения Русского Севера: журн. жизни Сев. Края. Архангельск: Губерн. тип., 1911. № 13,1 июля. С.7-21.

Черная, 2003 – Черная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 2003. 118 с.

Шамаев, Кочнев, Готовцев, 1997 - Традиционные игры и состязания якутов / Н.К.Шамаев, В.П.Кочнев, П.П.Готовцев. Якутск: Северовед, 1997. 24 с.

Дополнительная информация