№ С17. Игра «баски». Из мемуарных записей жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.) Авторская рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Оригинал хранится у Г.Ф. Белошицкой.
Игра была распространена у русских, украинцев, мордвы, вотяков, пермяков, остяков, киргизов, калмыков, ингушей, армян, монгол, татар и других народов. Известна также как игра в бабки, в козны, в казанки, в ладышки (лодыжки), в сашки. Традиционно считается мужской игрой, но в нее играют и девочки.
В средней полосе России косточки обычно называли «бабками», «панками». На юге России, а также там, где было распространено овцеводство, их называли «ладышками». В разных местностях «бабки» имели различные названия: в Кубанской области - «бабки», в Симбирской, Вятской губерниях - «панки», в Пермской губернии - «ладыжки»; у грузин - «кочи», у калмыков - «альчики», у украинцев - «паци».
Козны, или бабки, - суставные косточки овец, лошадей, оленей или коров. Бабки могут быть костяными (косточки животных) или деревянными (отпиленные от палок кусочки). В качестве бабок могут также использоваться плитки из железа или глины. Игра больше распространена летом, но в нее можно играть и зимой на ровной поверхности. Обычно дети выпрашивали бабки у взрослых: «Вот при покупке студня, вся детвора дома и выпрашивала себе казанки (кости); их в каждой ноге бывает 2, а в студне - 16» [Сборник игр.... 1910, с.11].
Некоторые косточки специально готовили для игры - сверлили дырочку, заливали ее свинцом. Бабка, с помощью которой сбивают, называли биткой, если она налита свинцом или оловом - «свинчаткой». Иногда их покупали готовыми, на литейных заводах, или заливали чугуном - они назывались «чугунки». Считалось, что простой биткой можно сбить больше пар, поэтому опытные игроки редко пользовались «свинчатками» и «чугунками». Во-первых, такие битки меньше сбивают пар, а во-вторых, могут повредить простые бабки, В качестве биты выступали также железные шары, оленьи рога (у саамов, например), плоские камешки или большие бабки.
Расстановка бабок имела особенности: их размещали либо в один ряд, либо в два ряда по паре козен от играющего, либо бабки ставились вдоль линии бросания. Ряд поставленных бабок - кон. Отсюда употребление фразы «ставить бабки на кон». Недалеко расположена черта, с которой бьют в кон, - эта черта называется «салом». Задача игроков - выбить как можно больше косточек (вариант: только мелких бабок) противника. Бросать начинают от черты или с определенного расстояния от кона. Иногда устанавливалась очередность. Для этого кидают жребий. Бабки бросают от «сала» и в зависимости от того, какой стороной она упадет (спинкой, брюшком, на правый или левый бок) или удаленностью ее положения от кона, хозяину бабки будет определена очередь. Сбитые козны забирает сбивший, а кто не сбил ничего - теряют свою ставку.
Ребята постарше на кон ставили монеты, забивая их в землю. Биткой в этом случае становился «чугунок». Если же монеты ставились вместе с бабкой, то игрок забирал деньги и козны. Часто в эту игру играли взрослые.
Типы и варианты данной игры очень разнообразны: Терещенко, 1848. с.60-62; Покровский, 1887, с.320-340; Иванов, 1889, № 37, с.40-41; Круглов, 1892, с.42-44; Подвижные игры. Школа охоты, 1910, № 19, с.15-17; Сборник игр..., 1910, с. 11-12; Герд, 1926, № 32, с.40-43; Иванов-Дятлов, 1928, с.81-82; Всеволодский-Гернгросс, 1933, №№ 1200-1225, с. 458-466; Игры и праздники Валдая, 1995, с. 16-17; Волков, 1996, с.58-59; Апинян, 2003, с.169; Альбогачиева, 2005, с.128-129: Бернштам, 2009, с.118; Ефименко, 2009, с.385-386; Логинов, 2010, с.142.
ЛИТЕРАТУРА:
Альбогачиева, 2005 – Альбогачиева М.С. Ингушские игры // Игра и игровое начало в культуре народов мира / под ред. Г.Н.Симакова. СПб: МАЭ РАН, 2005. С.127-139.
Бернштам, 2009 – Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. 432 с.
Всеволодский-Гернгросс, 1933 – Игры народов СССР: сб. материалов / сост. В.Н.Всеволодский-Гернгросс, В.С.Ковалева, Е.И. Степанова. М.-Л.: Academia, 1933. 564 с.
Волков, 1996 – Волков Н.Н. Российские саамы: Историко-этнографические очерки / МАЭ РАН; Саам, ин-т: Diedut. 1996.106 с.
Герд, 1926 – Герд И.Я. Игры для детей всех возрастов. М.: Брокгауз- Ефрон, 1926. 215 с.
Ефименко, 2009 – Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М.: ОГИ, 2009. 560 с.
Круглов, 1892 – Круглов А. Игры и забавы для детей в комнате и на дворе. М.: Изд. книгопродавца А.Д.Ступина, 1892. 64 с.
Логинов, 2010 – Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2010. 424 с.
Иванов, 1889 – Игры крестьянских детей в Купянском уезде / собр. П.В.Иванов; предисл. проф. ИФ. Сумцова. Харьков: Тип. К.Счасни, 1889. 81, II с.
Иванов-Дятлов, 1928 – Иванов-Дятлов Ф.Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января - 11 мая 1927 г.) / под ред. Д.А. Золотарева. Л.: Изд. Рус. геогр. о-ва, 1928. 128 с.
Игры и праздники Валдая, 1995 – Игры и праздники Валдая. Традиции игровой культуры Новгородской земли. М.: ОДИ INTERNATIONAL, 1995. 69 с.
Логинов, 2010 – Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2010. 424 с.
Сборник игр, 1910 – Сборник игр, забав, фокусов и загадок 3-я бесплатная премия ежедн. газ. «Русское чтение» за 1910 г. СПб.: Тип. С.-Петерб. акц. о-ва «Слово», 1910. 38 с.
Подвижные игры, 1910 – Подвижные игры. Школа охоты; 5-ая бесплатная премия ежедн. газ. «Русское чтение» за 1910 г. СПб: Тип. С.-Петерб. акц. о-ва «Слово», 1910. 78 с.
Покровский, 1887 – Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М.: Тип. А.А. Карцева, 1887. 368 с.
Терещенко, 1848 – Терещенко А. Быт русского народа: в VII ч. Ч.1: Игры. Хороводы. Ч.IV: Забавы. СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1848.338 с.