№ С39. Колыбельные песни.. Из собрания жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.). Рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой.

1. Баю-баюшки, баю[1],
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.
 2. Котик, котенька, коток.
Котя - серенький лобок,
Приди, котя, ночевать
У нас, Сеню, покачать
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока
 3. Тра-татушки, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота Котовича,
За Луку Петровича.
 4. Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Ты_____ , не гуди,
У нас Сеню не буди.
 5. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки
Песенку спою.
Ты усни, закрывши глазки
Баюшки-баю.
 6. В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось за горой
Ветер после 3-х ночей
Мчится к матери твоей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать? –
Или звезды волновал,
Или волны все гонял?»
- Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых,
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал


[1] Колыбельные песни

Рук. лл.18-19. Колыбельные песни представляют массовую традицию убаюкивания ребенка и тем самым являются показательными. Варианты можно найти в многочисленных публикациях детского фольклора.

 1. «Баю-баюшки, баю». «Баюшки баю!»

Самая распространенная убаюкивающая формула русской колыбельной песни с мотивом «пугания - предупреждения» [Головин, 2000, с.26, 242-244]. Варианты: Шейн, 1870, № 1, с.1.

 2. «Котик, котенька, коток»

Песня с мотивом «призывания успокоителя», в роли которого могут выступать божественные, мифологические персонажи или животные – голуби, кот [Головин, 2000, с.23], причем кот в русских колыбельных встречается чаще всего и представлен особенно разнообразно [Там же, с.231-242]. Варианты: Шейн, 1870, №№ 10-11, с.7-8.

 3.  «Тра-татушки, тра-та-та»

По одной из интерпретаций, мотив «семейного кота» (кота-семьянина) в колыбельных песнях опосредованно связан с тем, что в народной культуре кот может ассоциироваться с домашним духом [Головин, 2000, с.231-242].

 4. «Баю-бай, баю-бай»

Традиционная для колыбельной песни формула «отпугивания» того, кто может помешать сну ребенка; собака выступает в такой же негативной функции, как мифологические персонажи (Бука, Бабай) или некоторые животные (волк).

5.  «Спи, младенец мой прекрасный»

Источник - стихотворение М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня» (1838). По одной из спорных версий, М.Ю. Лермонтов записал и обработал фольклорный текст. По другому предположению, произведение создано под влиянием «Колыбельной» Вальтера Скотта. Фактором фольклоризации, помимо соответствия народным образцам, явилась популяризация лермонтовского стихотворения через образовательную и учебно­-методическую литературу сразу же после написания, требование заучивать наизусть и т.п. [Головин, 2000, с.385-416]. В песенниках публикуется с 1850-х гг.; музыку написал А.Е. Варламов (1801-1848), а также еще свыше 20 композиторов (см.: Гусев, 1965, прим.: с.1024). При фольклоризации песня часто ограничивалась первыми строфами, как в данном варианте.

 6. «В няньки я тебе взяла»

Источник - «Колыбельная песня» А.Н. Майкова (1821-1897) написана в 1860 г. Подобно «Казачьей колыбельной» Лермонтова, вошла в фольклор во многом благодаря учебникам и хрестоматиям, но, в отличие от нее, не имеет сюжетных аналогов в фольклорной традиции [Головин, 2000, с.385-416]. Фольклорные варианты очень устойчивы, в ряде случаев текст распространяется за счет других фольклорных мотивов. Публикуемый вариант близок оригинальному авторскому тексту: отсутствуют лишь первые две строки (Спи, дитя мое, усни! / Сладкий сон к себе мани) и имеются два лексических расхождения.

                                                                                                                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА:

Головин, 2000 – Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Abo: Abo Academi University Press, 2000. 452 с.

Шейн, 1898 – Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.: Материалы, собранные и приведенные в порядок ПВ.Шейном. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1898. Т.1, вып.1. 376 с.

Дополнительная информация