№А32. О развитии ледокольного флота в период перестройки. Из рассказа главного механика атомного ледокола «Ленин» В.Г. Кондратьева (1943 г.р.). Аудиозапись и её расшифровка. 2015 г. Запись В.И. Соловьевой. Личный архив Е.Ю. Терещенко.
Изменилась политическая формация страны, значит, перестройка... Всё, наладились внешние связи с иностранными государствами. Выгодней стало снабжать, значит, Дальний Восток с Китаем, с Японией. Вот и грузоперевозки по транзитной линии значительно снизились. Вот, и в Арктике сейчас нет такого интенсивного, значит, движения и таких интенсивных грузоперевозок, как было в 70-х годах. Вот, но как бы появились другие задачи. Весь флот в принципе транспортный, он практически перестал быть государственным. И мощные танкера, и мощные транспортные суда практически стали частными судами. Вот и частные предприниматели, и судовладельцы, они уже поняли, что, значит, перевозки по транзитной линии Мурманск - Дальний Восток, они в два раза быстрее, чем по южной линии, через Суэцкий канал. И поэтому ледокольный флот стал привлекаться уже к перевозке, значит, к сопровождению, проводке мощных супертанкеров. Потому что прибыли, естественно…, если в два раза быстрей проводка, то и прибыли в два раза больше у предпринимателей. Вот, ну, а это можно делать только в летнее время. Потому что танкера мощные, они не рассчитаны под современные ледоколы, их ширина почти два раза больше, чем ширина атомных ледоколов и практически приходилось использовать даже два ледокола, чтобы провести один танкер…