№А30. О значении научных исследований для продления навигации в 70-гг. Из рассказа главного механика атомного ледокола «Ленин» В.Г. Кондратьева (1943 г.р.). Аудиозапись и её расшифровка. 2015 г. Запись В.И. Соловьевой. Личный архив Е.Ю. Терещенко.
Это, вот, 70-й год…, это вот сразу после выхода ледокола, значит, в эксплуатацию, в навигацию после Северодвинска, да... И перед атомным ледоколом «Ленин» была поставлена задача, значит, продлить навигацию. То есть раньше ледоколы выходили в Арктику в мае вот для вскрытия Енисейской перемычки. Зачем это делалось? Потому что на самом деле ледоход начинался позже, обычно через месяц. Вот, а если мы взламывали Енисейскую перемычку, то как бы пробка вымывалась из Енисея. Вот ледяная пробка, которая была в Енисейском заливе, и навигация начиналась практически на месяц раньше. Значит можно было перевести намного больше народно-хозяйственных грузов... Вот поэтому, чтобы это как бы чтобы раньше начать навигацию по Енисею. А потом возникла задача продлить, то есть мы выходили, все ледоколы выходили раньше в мае месяце, вскрывали енисейскую перемычку, ну, а возвращались уже где-то ноябрь, ну к декабрю уже ледоколы были в Мурманске, вот. А была задача, значит, проработать до Нового года, ну и даже после Нового года. Ну, это не просто так вот, ребята сходите, попробуйте, значит. Это была огромная научная работа. То есть институт «Арктики и Антарктики» собирал материалы, значит, делал пробы льда перед этим несколько лет. Была подключена, значит, арктическая авиация, которая обеспечивала… было специально обеспечено навигационное сопровождение. То есть это была большая научная работа...