№А28. О значении государственных программ 70-х гг. в развитии Арктики. Из рассказа главного механика атомного ледокола «Ленин» В.Г. Кондратьева (1943 г.р.). Аудиозапись и её расшифровка. 2015 г. Запись В.И. Соловьевой. Личный архив Е.Ю. Терещенко.



Проработав более 40-ка лет на ледоколах и постоянно бывая в Арктике, я должен сказать, что Арктика сильно изменилась, по сравнению с тем, что было в 70-х годы. Потому что в 70-е годы – это как бы начало развитого социализма было, вот. В стране были мощные государственные программы развития Севера. Именно в рамках этих программ и строился атомный ледокольный флот. Практически он строился, как бы говоря, под «Норильский никель». Вот, когда в 70-м году ледокол «Ленин» вышел в рейс, он начал активно работать на предприятие «Норильский никель». Вот и с вводом ледокола «Ленин» грузоперевозки резко увеличились…

С вводом в эксплуатацию ледокола «Ленин» грузоперевозки «Норильского никеля» на плече, значит, Мурманск – Дудинка резко увеличились. И первые пять лет, после ввода ледокола «Ленин», они практически каждый год…  практически удваивались. Вот, ну и почему я говорю, что Артика была другая, что это связанно с развитым социализмом, потому что по программам развития Севера вдоль всей трассы Северного морского пути было около 70 метеостанций, поселков, аэродромов. Вот вся трасса Северного морского пути, практически все Северные острова – это был первый пояс обороны. Вот, на всех островах были мощные аэродромы, мощные локационные станции, зенитные установки...

Дополнительная информация