№ А16. О поселках Баренцбург и Пирамида на архипелаге Шпицберген в 80-е гг. Из рассказа старшего электрика атомного ледокола «Ленин» И.А. Кувакина (1955 г.р.). Аудиозапись и её расшифровка. 2015 г. Запись К.В. Демакова. Личный архив Е.Ю. Терещенко.
На Шпицберген мы возили уголь, вернее оттуда забирали уголь. То есть это были поселки Баренцбург и Пирамида. Это поселки были наши, там шахтеры добывали уголь. Впечатление… Вы знаете, это очень приятно было. Вот насколько отлажено все, там они же были… жили, в принципе, ну как сказать, абсолютно… там у них денег не было, то есть у них было как в детском саду. То есть они работали, их кормили, всякие бытовые дела, которые были абсолютно налажены, то есть они жили, ну, так скажем, при коммунизме. Потом какую-то зарплату они, там, получали за свой труд. Очень все было здорово, они были радушны, всегда радовались, в общем-то, когда приходили пароходы, гостей встречали с удовольствием. Вот, интересно... В Хатанге… ну там, как бы, больше местное население, там тоже интересно, но там экзотика уже. У меня до сих пор, там, часть рогов, из Хатанги я привез, вот, оленьи <…>
Я же работал на транспортах как бы. Мы если и возили снабженцами, вот когда ходили из Архангельска брали уголь, какое-то еще снабжение, но в принципе, приходили на станцию, просто выгружались, либо на лед выгружались, уходили. Практически не общаясь в общем. Это очень быстро было бы, потому что несколько точек, надо как бы успеть обойти, выгрузиться… Вот, ну и задачи были другие. Мы… вот «Ямал» только начинался в то время… В основном, рейсы были в Дудинку и «Ямал» тогда в Обскую Губу возил трубы большого диаметра для трубопроводов. Ну, там немножко другая специфика, то есть там нужно было быстро выгрузиться, то есть за время пока как бы сезон, навигация. То есть нужно было как можно больше грузов завести. Там рейсы всякие, потому что в Дудинку снабженческие рейсы. Забирали оттуда, значит, руду… всякие у них были форштевни, то есть уже компоненты какие-то для наших заводов здесь. Вот так… поэтому получалось до трех рейсов в месяц в Дудинку ходили. Два – это обязательно. Ну, то есть я попал в такое время, когда пароходство…, флот менялся… и мы плавали в итоге в Арктику по одиннадцать месяцев в году… То есть, работая на транспортах, ну, в принципе, за ледоколами ходили, в итоге одиннадцать месяцев в году. То есть если месяц куда-то выскочишь, в какой-то рейс, ну… в ГДР туда же восток с апатитом, то слава Богу. Тут же была продленная навигация, потом пароходы застряли, они там зимовали, вот, не выходили, то есть несколько… их потом в июне только привели, три парохода зимовали. <…>
Где-то 83-й год, вот так вот где-то год. Ну можно посмотреть, это в общем-то известный… Там, по-моему, «Невский» зимовал и еще какой-то… ну, вот, три парохода «полководцы» были… Так экипажи, часть экипажа снимали, оставляли как бы, ну совершенно, сколько могли, то есть пароходы выйти просто не могли.