№ С15. Лыжи. Коньки. Из мемуарных записей жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.) Авторская рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Оригинал хранится у Г.Ф. Белошицкой.

Лыжи.
Лыжи были простые, без креплений. Вместо креплений петля из толстой кожи или брезента в которую вставлялась нога в валенке. Палки были чаще самодельные, без кружочков. Самые смелые ходили кататься на «Караул». Так назывался крутой склон сопки на левом берегу р. Нивы. Неслись с горки с бешенной скоростью, только успевай поворачиваться. А потом румяные и веселые, с ног до головы в снегу, шли домой. Всю одежду и обувь сушили на русской печке и сами отогревались там до дремоты.

Коньки.
У нас были, в основном, коньки-снегурки, но не у всех, а у самых «счастливых». Катались по очереди. «Вовка, дай покататься на снегурках!» - «Бери, да не забудь принести!»

Снегурки одевались на валенки, прикреплялись к ним 2 резинками, резинки натягивались палочкой, которую вставляли в петлю резинки и крутили до упругости и прочности держания коньков на валенках.

Катались в основном по первому прочному льду. Начинали первыми выходить на лед ребята из Зареки. У их левого берега р. Нивы вода замерзала раньше, чем у правого берега, где течение было сильнее. Играли в хоккей, вместо клюшек - палки, вместо шайбы - мяч из тряпок.

Иногда мальчишки делали трехконечник сами. Он состоял из 2-х досок: одна широкая - основная, другая накладывалась поперек основной, но не в середине, а на конце. Получался такой 3-хконечный крест. На концах этого креста прикреплялись коньки, конек на основной доске был рулевым, к нему и приспосабливалась такая палочка, которая поворачивала конек в нужную сторону. На 3-хконечнике можно было сесть двоим или лежа одному.

С таким 3-хконечником произошел один несчастный случай. Мальчик Конев В. разогнался с 3-хконечником, лег на него и покатился с горы на берег р. Нивы (в районе пешеходного моста через реку у деревенского магазина). Что случилось с его 3-хконечником, почему он не смог затормозить или вырулить в сторону - неизвестно. Но 3-хконечник с горки вылетел на лед реки. Тогда по берегу реки был лед, а по середине реки льда не было, там течение пробило огромную полынью, где вода шла с большой скоростью. Вот в эту полынью и влетел 3-хконечник Конева В. Течение его подхватило и понесло к морю. Т.к. 3-хконечник был деревянный, он какое-то время держался на поверхности, пока не намокла одежда. Мальчик кричал, его так и несло с криком вдоль села, пока течение не затянуло его под лед залива. Когда об этом сообщили его маме тете Шуре Коневой, она выскочила из дома в чем была и бежала по Речной улице вдоль села, слышала крики сына о помощи, но время было такое, что лодку было спустить нельзя (они все перевернутые на зимнем приколе), подойти к краю полыньи было опасно, да и все происходило так быстро, что мужики, бежавшие с баграми, не успевали оказать помощь. Тетя Шура добежала до нашего дома (Речная, 36) в одном чулке и легком платье, тут и упала. С тех пор родители не разрешали нам кататься на 3-хконечниках.

У 2-х или 3-х человек в нашем селе имелись финские санки. Они представляли собой стул со спинкой на длинных полозьях. Один человек садился на стул, а другой стоял за спинкой на полозьях. Одной ногой он отталкивался, и санки ехали по прямой дороге. Т.к. полозья были длинные и на конце свободные, незакрепленные, то двигая ими можно было поворачивать вправо или влево. Но эти санки были скорей прогулочные, чем наши гоночные и большим спросом у детей не пользовались[1].


[1] Лыжи. Коньки.

Коньки и лыжи являются «привилегией Севера» [Покровский, 1887, с. 146]. На Севере с гор скатывались на «коньках». Иногда жители самостоятельно изготавливали железные или даже стальные коньки, но чаще всего вместо коньков привязывали к ногам кости, круглые деревяшки, суженные книзу и привязанные к ногам бечевками. Двигались при помощи палки. «Финские» сани еще называли «чухонскими» [Васильев, 2007, с.257]. Обычно владельцами чухонских саней были выходцы из деревень, которые приезжали на таких санках в столицу [Некрылова, 1988, с.17-18].

В Пудожском районе Карелии водлозерские дети сконструировали аналогичное устройство, но оно было предназначено для катания стоя: «Для катания с гор в 1950-е гг. водлозерские подростки изобрели управляемые санки, в которых с горы съезжали стоя. Основною частью таких санок было широкое полено, затесанное с помощью топора снизу в виде полоза. Руль являл собой стойку, проходящую сквозь полоз. Сверху на руль прибивалась поперечина, с помощью которой управляли санками. Нижняя часть стойки спереди слегка заострялась, что и позволяло рулить в нужную сторону при съезжании с горы» [Логинов, 2010, с. 143-144].

Описания катаний на керёже, лыжах, санках и коньках см.:

Покровский, 1887, с. 146-148; Цейтлин, 1911, с.8; Иванов-Дятлов, 1928, с.81-82; Некрылова, 1988, с.17-18; Игры и праздники Валдая, 1995, с. 18-19; Морозов, Слепцова, 1994, с.37; Морозов, Слепцова, 2004, с.789-794; Васильев, 1997, с.157-165; Ефименко, 2009, с.353, 385; Логинов, 2010, с.143-144.

                                                                                                                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА:

Васильев, 1997 – Васильев М.И. Зимние катания у русских крестьян на Северо-Западе России в конце XIX - I трети XX в. (по новгородским материалам) // Человек - сам себе непонятный: сб. ст. / сост. В.П.Большаков, А.П. Донченко. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1997. С. 157-165.

Ефименко, 2009 –  Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М.: ОГИ, 2009. 560 с.

Иванов-Дятлов, 1928 – Иванов-Дятлов Ф.Г. Наблюдения врача на Кольском полуострове (11 января - 11 мая 1927 г.) / под ред. Д.А. Золотарева. Л.: Изд. Рус. геогр. о-ва, 1928. 128 с.

Игры и праздники Валдая, 1995 - Игры и праздники Валдая. Традиции игровой культуры Новгородской земли. М.: ОДИ INTERNATIONAL, 1995. 69 с.

Логинов, 2010 –  Логинов К.К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2010. 424 с.

Морозов, Слепцова, 1994 –  Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх / И.А.Морозов, И.С.Слепцова // Роман-газета. М., 1994. 96 с.

Морозов, Слепцова, 2004 – Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.) / И.А.Морозов, И.С.Слепцова. М.: Индрик, 2004. 920 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).

Некрылова, 1988 – Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. Л.: Искусство, 1988. 215 с.

Покровский, 1887 –  Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). М.: Тип. А.А. Карцева, 1887. 368 с.

Цейтлин, 1911 – Цейтлин Г. Народные игры в Поморье // Изд. Архангельского о-ва изучения Русского Севера: журн. жизни Сев. Края. Архангельск: Губерн. тип., 1911. № 13,1 июля. С.7-21.

Дополнительная информация