№ С14. Катание на керёже. Из мемуарных записей жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.) Авторская рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Оригинал хранится у Г.Ф. Белошицкой.

Керёжа - санки в виде лодки с одним широким полозом. Каркас кережи был деревянным, на него натягивались шкуры, по днищу кережи шел широкий металлический (из жести) полоз. В керёжу умещалось 5-6 человек, а 7-й сзади толкал керёжу под горку и на ходу вскакивал на запятки, он же и выруливал  путь скатывания. Керёжа неслась с огромной скоростью и или вылетала на лед залива (нашей ляги) или в огромный сугроб. Все вылетали в снег, смех, хохот и снова на горку[1].


[1] «Катание на керёже».

Катания с гор - широко распространенное развлечение среди детей и взрослых. Считается, что катание с гор - исключительно русская забава [Терещенко, 1848, с.124]. Особое значение в деревнях и городах имели масленичные катания, которые представляли собой, в первую очередь, «всенародный показ новобрачных» [Пропп, 2006, с.150].

Игровые катания детей проводились как в будни, так и в праздники. Известно, что на Севере часто горки устраивались на реке [Цейтлин, 1911]. Катальный инвентарь был достаточно разнообразен. Вообще для катаний с гор использовалось практически все, что имело свойство катиться - старые корыта, корзины, лукошки, шкуры животных, рогожи. Для улучшения ходовых качеств этих предметов их подмораживали водой. Исследования показали, что наиболее желанными для детей, например в Новгородской области, были салазки. В северо-восточных уездах области салазки назывались «лодками», «лотками», а в Череповецком уезде - «корежками», «корешками» [Васильев, 1997, с. 159]. «Корёги», или «корежки» («лодейки»), представляли собой подобие саней. Кережками назывались сани, «имеющие вид лодки с острым носом и тупою кормой» [Риппас, 1895, с.10]. Подобные сани были распространены по всему Северу европейской части страны, в Архангельской и Олонецкой губерниях они назывались «кережами» и «ahkio» [Там же], на Кандалакшском и Терском берегу также катались на кережках [Бернштам, 2009, с. 390, прим.: 506]. К распространенным средствам катания с гор относились также ледянки, санки, корытца, чунки. Считалось, что корежки, или чунки, - хорошие саночки.

                                                                                                                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА:

Бернштам, 2009 –  Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. 432 с.

Васильев, 1997 – Васильев М.И. Зимние катания у русских крестьян на Северо-Западе России в конце XIX - I трети XX в. (по новгородским материалам) // Человек - сам себе непонятный: сб. ст. / сост. В.П.Большаков, А.П. Донченко. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1997. С. 157-165.

Пропп, 2006 – Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко­-этнографического исследования. М.: Лабиринт, 2006. 176 с.

Риппас, 1895 – Риппас Б.А. Отчет о поездке на Кольский полуостров летом 1894 года для осмотра местности от села Кандалакши до города Колы и Екатерининской гавани по линии предполагаемой С.-Петербург - Мурманской железной дороги (с картой Кольского уезда). СПб.: Паровая скоропечатня «Надежда», 1895. 183 с.

Терещенко, 1848 – Терещенко А. Быт русского народа: в VII ч. Ч.1: Игры. Хороводы. Ч.IV: Забавы. СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1848. 338 с.

Цейтлин, 1911 – Цейтлин Г. Народные игры в Поморье // Изд. Архангельского о-ва изучения Русского Севера: журн. жизни Сев. Края. Архангельск: Губерн. тип., 1911. № 13,1 июля. С.7-21.

Дополнительная информация