№ С1. О старинном поморском селении Кандалакша. Из мемуарных записей жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.) Авторская рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Оригинал хранится у Г.Ф. Белошицкой.

Кандалакша - одно из древних поселений на Кольской земле[1]. Чтобы отворить дверь в просторы Кольского полуострова с юга, нужно было добраться до Кандалакши. Старинное поморское селение, у него своя интересная и богатая история становления и развития мирного труда и борьбы с иноземными захватчиками. Каждая страница прошлого доносит до сегодняшнего дня человека, любящего свою Родину, человекатруженика моря. Душа, мысли и чувства наших предков, события их жизни их труд и борьбу.

Первое упоминание о Кандалакше в норвежской летописи относится к 920-930 годам, где Кандалакшу норвежцы называют Гандвигой[2] Их походы на Гандвиг в основном носили характер разбоя и грабежа местного населения. Всю территорию к северу от реки Нивы скандинавские правители еще долго считали своими владениями.

Власть русских князей установилась на Кандалакшском берегу позднее и особенно окрепла с возникновением здесь православных монастырей, игравших роль одновременно религиозно-просветительскую и крепостей-защитниц отдаленных окраин России.

В «Софийском временнике» и Ростовской летописи говорится: «...в 1526 году приехали к Москве Лопля с моря Окияна из Кандалажской губы усть Нивы реки из Дикой и били челом Государю и просили антимиса и священников церковь свящати... и Государь велел архиепископу Макарию послать из Нова-града в соборные церкви священника и диака и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и мно лоплян крестиша.. .»[3].

К концу 16 века в 1574 году население Кандалакши составляло - 132 ... (28 монахов, 3 дьячка, 31 трудник, 70 наемных солеваров). В 1854 году - 140 жителей. В 1896 году - 770 жителей. Главным источником существования населения Кандалакши служило рыболовство, особенно сельдяной промысел. Бочки сельдянки стояли тут же на берегу залива, у поморских изб, в любой момент готовы к отгрузке на судно.
Так же занимались промыслом морского и пушного зверя, варили соль, разводили скот, возделывали огороды.

Беломорье – край сильных, мужественных людей, воспитанных морем. Поморы трудятся с отдачей всех своих сил и знаний, уважают человека, ценят семью, товарищество, взаимопомощь. Повседневную жизнь простую и скромную они украшают творениями собственных рук. Они живут и оставляют на родной земле глубокий след. Они хранят бесценный дар – веру Православную – они проносят ее через всю свою жизнь и даже в самые тяжелые годы богоборческой власти поморам удалось сберечь и сохранить в душе своей и своих детей этот бесценный дар Божий.
 
                                                          
[1] Кандалакша - одно из древних поселений на Кольской земле. Кандалакша - русское поселение в устье р.Нивы, большая часть села расположена на правом берегу, малая - на левом. Считается, что в 1526 г. поселение уже существовало. В первой половине XVI в. Московским государством Кандалакша была избрана базой распространения христианства среди «Дикой Лопи»: в 1532 г. был построен монастырь и крещены местные саами [Географический словарь, 1939, с.38]. Село часто подвергалось нападениям извне: шведским, финским, английским, англо-французским, литовским и т.д., - что не раз приводило к многочисленным жертвам и сожжению самого села. Часть Кандалакши, расположенная на правой стороне реки, называлась Деревней, а на левой - Зарекой (Малой стороной). Деревня также делилась на Верховье, Низовье, Бараку, Наволок, Зелениху, Подвараку и Занаволок. Основное занятие жителей - рыбный промысел (преимущественно сельдяной). Жители также занимались ловом семги, солеварением, охотой на морских зверей. Б. Риппас описывает занятия кандалакшан таким образом: «Никакого мастерства Кандалакшские крестьяне не знают и умеют делать только свои кережки, да сельдянки, т.е. бочонки для соления сельдей» [Риппас, 1895, с. 14]. До железнодорожного строительства Кандалакша оставалась небольшим селением. К середине XIX в. в Кандалакше числилось: «до 60 домов и до 140 жителей» [Максимов, 1871, с. 166]; осенью 1914 года «было 95 крестьянских дворов, жителей 541 человек, не считая духовных и чиновников» [Ушаков, 2003, с.91, 92]. Промышленный рост начался после Октябрьской революции. До 1938 г. Кандалакшская и Ковдская волости находились в составе Карельской АССР. Затем они вошли в состав Мурманской области, Кандалакша получила статус города.
 
[2] Первое упоминание о Кандалакше в норвежской летописи относится к 920-930 годам, где Кандалакшу норвежцы называют Гандвигой. Речь идет, скорее всего, не о названии поселения Кандалакша, а об обозначении Кандалакшского залива. Скандинавское «гандвик», собственно, и означает «залив», причем большого размера. «Гандвик первоначально означал весь Ледовитый океан к северу от европейских берегов; потом Белое море одно время называлось Гандвиком; наконец, это имя приурочилось к теперешней Кандалакской губе» [Тиандер, 1906, с.74]. К. Тиандер предлагает лингвистическое обоснование: «Итак, Vik = «залив» будет по фински: lahti <...>, что касается первой части названия Гандвика, то начальное g должно было перейти в k и из Gandvik могло получиться Kandalahti или Kandlaks <...>. Никто не будет отрицать того, что отсюда же получились современные названия Кандалакской губы, Кандалакской реки, Кандалакского берега и, наконец, города Кандалакша» [Там же, с.76-77].
 
[3] В «Софийском временнике» и Ростовской летописи говорится... Активно используемая в краеведческой литературе цитата из «Софийского временника» считается одним из первых письменных доказательств существования поселения в устье реки Нивы. В XV в. новгородское влияние на Кольскую землю было ослаблено, и Лапландия перешла под власть Mocквы [Ушаков, 1972, с.35]. Именно этот период ознаменован распространением христианства у лопарей. Известное событие повествует об обращениях и просьбах самих лопарей прислать им священников из столицы. Для этих целей они якобы самостоятельно прибыли к Великому князю Василию Ивановичу. Результат - крещение местного населения и освящение церкви Иоанна Предтечи. Упомянутая цитата (частично или целиком) встречается в нескольких работах по истории Мурманской области, авторы ссылаются на Софийскую летопись [Минкин, 1976, с.39] и Ростовскую летопись [Львов, 1916, с.70], с указанием постраничных ссылок: на Софийскую летопись [Ушаков, 1997а, с. 11], Ростовскую летопись и «Историю...» Н.М. Карамзина [Харузин 1890, с.36-37]. Содержание приведенных цитат совпадает во всех случаях, встречаются лишь незначительные отличия, касающиеся орфографии и пунктуации. Возможно, это связано с источниками (не исключены ошибки переписчиков), на которые опираются авторы, но, к сожалению, сами они не всегда точно указывают источник и цитируемую страницу. Приводим полностью отрывки из летописей, относящихся к 1526 г. и повествующих о принятии христианства лопарями:
1. «...Приехаша ко Государю великому Князю Василью Ивановичу на Москву Поморцы и Лопяни с моря Окияна, из Кандолжской губы, усть Невы реки, из Дикой Лопи, и били челом Государю великому Князю, a проcили антимиса и священников церковь свящати и просветити их святым крещением. И Государь Князь великий велел послати богомолцу своему Архиепископу Макарию из Новагорода от соборыя церкви священника и диякона; и они ехавше свящали церковь Рожество Иоанна Предотечи, и многих Лопян крестиша во имя Отца и Сына и святаго Духа, в нашу православную Христианскую святую веру» [Софийский временник, 1821, с.359].
2. «Приехаша к Москве (в 1526 г.) Поморцы и Лопляне с моря Окияна из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю, и просили Антимиса и Священников церковь свящати и просветити их святым крещением, и Государь велел Архиеп. Макарию послати из Новаграда от соборные церкви Священника и Диякона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих Лоплян крестиша. . (Н.М.Карамзин ссылается на Ростовскую летопись) [Карамзин, 1842, с.57].
 
                                                                                                                                                                                     
ЛИТЕРАТУРА:
 
Карамзин, 1842 - История государства Российского, сочинение Н.М. Карамзина. Издание пятое в трех книгах, заключающих в себе двенадцать томов, с полным примечанием, украшенное портретом автора, гравированным на стали в Лондоне. Издание И. Эйнерлинга. Книга II (томы V, VI, VII и VIII). Примеч. к VII тому Истории государства Российского. СПб.: Тип. Э.Праца, 1842. 68 с.
 
Максимов, 1871– Максимов С. Год на севере, 1871. 680 с.
 
Риппас, 1915 - Риппас Б.А. На Кольском полуострове: Отчет о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой СПб.- Мурманской ж. д. Пг.: Тип. Мин-ва путей сообщения, 1915. 84 с.
 
Софийский временник..., 1821 - Софийский временник, или русская летопись с 862 по 1534 год. Часть вторая, с 1425 по 1534 год. М.: Тип. Семена Селивановского, 1821. 495 с. (Издал Павел Строев).
 
Тиандер, 1906 - Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море. СПб.: И.Н.Скороходова, 1906. 450 с.
 
Ушаков, 1972 - Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск: Кн. изд-во, 1972. 672 с.
 
Ушаков, 1997 - Ушаков И.Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера, Мурманск: Мурманский обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 1997а. 216 с.
 
Ушаков, 2003 - Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: историкокраеведческий словарь. Мурманск: Кн. изд-во, 2003. 336 с.
 
Харузин, 1890 - Харузин Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта). М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А.А.Левенсон, 1890. 472 с.

Дополнительная информация

Threesome
Anal
Anal
Threesome
Threesome
Anal
Blowjob
Creampie
Creampie
Anal
Anal