№ С20. Песня «Когда море горит бирюзой». Из собрания жительницы г. Кандалакши Г.Ф. Белошицкой (1940 г.р.). Рукопись 2003-2006 гг. Публикация И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Примечания И.А. Разумовой, О.В. Змеевой.

Когда море горит бирюзой[1]
Опасайся дурного поступка
У нее голубые глаза
И дорожная серая юбка
          Молодой капитан на борту
          Он курил свою старую трубку,
          А по трапу на борт корабля
          Сходит девушка в серенькой юбке.
Увидавши (или лишь увидев) ее на борту
Капитан вылезает из рубки
И становится с трубкой во рту
Против (рядом) девушки в серенькой юбке.
          Говорит про оставшийся путь,
          Восхищается морем и шлюпкой
          А сам смотрит на девичью грудь
          И на ножки под серенькой юбкой
Была ночь и светила луна,
И корабль над волнами качало,
А в каюте лишь он и она,
А что дальше - понятно нам стало.
          А наутро в каюте нашли
          Капитаном забытую трубку
          И при матовом свете луны
          Всю помятую серую юбку.
Ты зачем пошутил, капитан,
Так использовав силу норвежца.
Эта мисс из богатой семьи
И известного лорда невеста.
          Молодой капитан на боту,
          Курит он свою старую трубку.
          А в далеком английском порту
          Плачет девушка в серенькой юбке.



[1] «Когда море горит бирюзой» («Серая юбка»)

Рук. л.2. Песня-баллада, представляет современную городскую фольклорную традицию. Сюжет о том, как женщину похищают и увозят на корабле, имеет разнообразные вариации в балладах [Смирнов, 1988, с.36,44, 46]. Варианты: Адоньева 1998, № 22, с. 169; Кулагина, Селиванов, 1999, № 452, с.416. В фольклорно-песенных текстах юбка выступает как символ девичества и «раскованности» [Бохонная, 2004, с.123-128]. Предположительно, песня появилась в конце 1920-х гг. (не позднее 1930 г.), в дальнейшем музыкальный мотив использовался в городском песенном фольклоре. Популярности пес способствовало то, что она входила в репертуар известного ленинградского барда Аркадия Северного (1939-1980). В конце XX в. бытует в репертуаре подростков. Эстрадные исполнения: Валерий Власов («Мисс Серая Юбка»).

                                                                                                                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА:

Адоньева, Герасимова, 1996 - Современная баллада и жестокий романс / сост. С.Б.Адоньева, Н.М.Герасимова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. 413 с.

Бохонная, 2004 - Бохонная М.Е. Факторы жанровой маркированности единиц, называющих предметы одежды (на материале сибирской частушки) // Лингвистический ежегодник Сибири / под ред. Т.М.Григорьевой. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2004. Вып.6. С.123-128.

Кулагина, Селиванов, 1999 – Городские песни, баллады, романсы / сост., подгот. текста и коммент. А.В.Кулагиной, Ф.М.Селиванова; вступ. ст. Ф.М.Селиванова; Филол. ф-т МГУ. М.: Изд-во МГУ, 1999. 624 с.

Смирнов, 1988 - Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. М.: Наука, 1988. 118 с.

Дополнительная информация