№ К13. О плаваниях на лодке по Туломе. Из рассказа жительницы Колы А.М. Фроловой (1939 г.р.). Расшифровка аудиозаписи. 2012 г. Запись И.В. Кутыкова. Примечания П.В. Федорова, А.А. Малашенкова. Личный архив П.В. Федорова.

Как-то вот все женщины, которые… ну, мужья обычно на лодках, шняки[1], вот эти лодки, карбасы[2]  большие. Они выезжали там, на лов рыбы там, или куда-то на заготовки какие-то. А женщины в основном ездили, через Тулому эту… опять же на больших лодках. Переезжали на другой берег… и там собирали морошку, ягоды, грибы. И вот целыми такими… большущая один раз такая лодка была загружена у них. Они ехали с Толстика, с того мыса, который к Мурмашам, смотрите на Мурмаши и вот это Толстик называется этот мыс. И они ездили туда, там очень крупная, хорошая брусника росла… Вот, они нагруженные уже возвращаются… а на… по реке такая… пошла волна, вот как… типа как штормило. И вот… а мы дети, чего ж нам страшно, не дай Бог, если они утонут. Ну, под волну уйдет лодка. Мы стоим, смотрим, вышла опять (смеется), да вот так вот-вот. Всю дорогу переживали за них, конечно. Ну, всегда вот… они ездили на ту сторону, вот… то что, многие имели… овец, коров, там все такое. Ездили туда за вениками. Резали веники, для корма животных… На той стороне у нас была на лето всегда от колхоза перевозили туда коров… на пастбище…



[1] Сравни: шнѐка, шнёкá, шня̀кá – тяжелая на ходу большая поморская промысловая лодка с тремя парами весел, с прямым парусом, грузоподъемностью 3-8 т, с командой из четырех человек (Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1997. – С.164).

[2] Сравни: кáрбас – большая поморская лодка (Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов. – Мурманск, 1997. – С.57).

Дополнительная информация